Три педагогических счастья.
Добро нести, добру учить,
Добиться
цели через трудности
Любовью
истине служить –
Я называю это мудростью.
А. В.
Елисов.
В фильме
«Семнадцать мгновений весны» главный герой художественного фильма Штирлиц
произнес такую фразу: «Больше всего на свете я люблю стариков и детей». Как
близка моему сердцу мысль, высказанная этим киногероем. Но если кумиру
советской киноленты в силу его профессионального долга пришлось проявлять
любовь к пожилым людям, живущим в Германии в середине 40-х годов XX века, то мне, учителю
истории, выпало великое счастье трудиться в России на рубеже тысячелетий в
условиях, когда отечественная педагогика оккупирована инновационными идеями,
концепциями, программами. Меня тоже тянет к старикам, так как у этих людей уже
есть своя история, а у учеников она только начинается.
Когда меня
спрашивают о том, куда я иду утром, имея в виду мою работу, я всегда отвечаю:
«К детям!» Вот уже много лет они являются объектами моего служения, предметом
моей любви, смыслом моей жизни. Я вхожу в класс, где меня ожидают ученики, и
каждый раз я это делаю по-разному. Постоянна только любовь к этим неравнодушным
созданиям, которые ждут от тебя поучительного урока, задумчивой притчи,
красивой легенды из архива времени.
В детстве у
меня была мечта стать вратарем футбольной команды, но судьба дала мне место в
школьных воротах, в воротах в историю, рядом с воротами в детские сердца. Ко
всем воротам был свой ключ и свой код. Если пропуском в историю всегда был «вопросительный
знак на компасе вечности», то к душевным вратам учеников можно было подходить
только с чувством, коим является любовь, открывающая не только сердца и души
детей, но и исторические эпохи со всем духовным богатством разных народов. «Образовательная
вратарская педагогика» сродни футбольной. Там голкипер – это еще полкоманды, в
школе же учитель – «игрок», от которого зависит судьба не игры, а человеческих
жизней. Цена ошибки очень велика.
Мне
вспоминается совет одного старца: «Не потеряйте ни одного ученика и пусть эти
слова станут вашей педагогической философией». Чуть позже об этом же мне скажет
мой ученик, только другими словами: «Учитель должен быть больше чем учитель».
Тогда и появилась у меня педагогическая формула: «Учитель - это преподаватель
плюс воспитатель, а преподаватель - это педагог минус воспитатель». С тех пор я
отношусь к своей деятельности как к служению, а не как к работе. Служба, как
известно, понятие круглосуточное. Педагогом нельзя быть по понедельникам и
пятницам и только на школьном уроке. Учительское попечение, как и любовь, не
знает выходных дней и напоминает собой духовное «О3». Вот почему местом моей
встречи с учениками является не школа, а сердце.
Только отдав
детям несколько лет, познав горький вкус первых ошибок и заметив обилие
сорняков на своем педагогическом поле, я понял философию служения и библейскую
мудрость «не многие делайтесь учителями». Да, строитель может зарабатывать
деньги на возведении школьного здания. А
тебе, педагогу, необходимо знать, что ты строишь в умах и сердцах своих
учеников!
Видя моральное
уродство учеников - результат либеральных экспериментов над школой,- я начал глубже понимать, что
лежит в основе понятий «образование», «воспитание», «просвещение». В моем
понимании образование – это ваяние образа, воспитание – питание духовной оси, а
просвещение – возжигание света Истины в душе ученика. В наше время и образы
поменялись, и ось неоднократно ремонтировалась, и свет постепенно затухал в
ученических сердцах. Укоренились образы вырождения, деформированные оси, а свет
затмил мрак бездуховности. Ученик стал похож на нейтральный атом, у которого
положительный и отрицательный заряды уравновешенны, и он перестал понимать, где
добро, а где зло. Нравственная мудрость веков уступила место многознанию, а мудрость,
как известно, есть знание немногого, но самого главного.
Вот тогда я и
услышал по-иному слова старца – мудреца, адресованные каждому педагогу: «Сейте
добрые семена в душах учеников и не ждите, когда они вырастут. Возможно, при
своей жизни вы не увидите своих плодов,
но они обязательно будут в свое время». Следовательно, воспитательная цель на
уроке истории самая важная, ибо она не подвержена никаким влияниям извне.
Человека всегда воспитывала только правда, а проводником к ней была нежная
любовь педагога к предмету и ученику. Еще В.О. Ключевский говорил: «Любите то,
что преподаете и тех, кому преподаете». Я нашел три канала нравственного
воспитания: через самого учителя и его ценности, через историю и исторический
материал и через методику преподавания.
Надо не просто
водить указкой по развалинам прошлого, а одухотворять его, относясь к нему как к следам времени, по которым можно выйти на
свою дорогу, пользуясь историческим компасом. Ученик, не увидевший красоту и доброту в нас и в
истории, не поймет наших слов о красоте и доброте. Быть добрым не значит
натаскивать себя на доброделание, а накапливать внутреннее тепло в своем
сердце.
Подведи ученика к теплой печке истории! Пусть погреется около нее. Если он хочет
научиться мудрости, отведи его в библиотеку исторической мысли. Если
задумывается о полководческих победах, покажи «науку побеждать», сохранившуюся
в трудах великих воинов. Если ему близок творческий талант, открой секреты
художников, архитекторов, поэтов и скульпторов, заставь увидеть формулу
шедевра. Если же у него появилось желание понять деяния святых, помоги
внимательно прочесть их жития, чтобы найти в них смысл жизни и любви.
Ф.И. Тютчев говорил: «Истинным защитником
России является история». Осмысление ее нравственного наследия поможет
приобрести духовный иммунитет любому, кто пожелает. Задача учителя – показать
ученикам этот опыт, открыть ворота в историю и побудить их найти в ее письменах
то, что и является смыслом жизни.
Роль самого
учителя здесь очень важна. Как-то я проводил урок поэзии в детском доме, и мне
запомнились слова девочки: «От человека должно исходить не просто слово, а
волшебное слово». О каком слове идет речь? О слове, преобразующем других,
несущем свет и тепло. Есть мнение, что слово «человек» произошло от «словек»,
то есть владеющий словом. Важно, чтобы язык учителя и ученика совпадал, и тогда
смысл многих понятий дойдет до учеников не в искажении, а в первоначальном
смысле. Чтобы слово было волшебным, нужна любящая душа. Вот почему моя поэзия –
это выражение любви через слово:
Мудрец
подобен водам родника.
Постигнуть
мудрость - в жизни разобраться
И
передать ее ученикам,
Чтобы
плодов от их трудов дождаться.
Такими
«плодами» я считаю строки своей ученицы:
В
моей душе есть капелька рассвета,
Задорный
лучик среди темноты,
И
в нем одном вмещается планета
Безмерной
радости и светлой доброты.
Давным-давно
зимой, а может летом
Или
когда тоскливый дождик моросил
Своей
душой всем солнышком согретый
В
мое ты сердце лучик поместил.
Детям нужно тепло,
осознание своей необходимости, и если ты даешь это, связь с ними становится
многолетней. Если ученик хочет видеть в тебе не только школьного преподавателя,
но и учителя жизни, то надо быть готовым и к этому служению. Иначе ты плохой
учитель, вратарь – дырка, строитель не образа, а безобразной мумии. Продолжать
отдавать себя детям хочется, когда в тебе звучат слова выпускника: «Спасибо за
обретенный мною смысл жизни».
Есть притча о
царе, который мечтал осчастливить свой
народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: какой час
на земле самый главный, какой человек на земле самый главный, какое дело на земле самое главное? Царь не
сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час -
настоящий, тот, который сейчас наступил;
самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой; дело, которое ты
сейчас делаешь, и является самым важным.
Применительно
к моей педагогической философии и моему учительскому счастью отвечу на эти
вопросы так. Любой урок – самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки.
Давать их ученикам – вот мое первое педагогическое счастье. Главный человек для
меня - мой ученик. Важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас
нуждается. В этом заключается мое второе счастье учителя. Именно сейчас я могу
зажигать свет в их сердцах, звать к добру, задавать цель видеть смысл в любом
деле. Вот мое третье счастье.
Я рад, что
могу, как А.В. Суворов, воскликнуть: «Я счастлив тем, что повелевал счастьем».
Только великий военачальник был счастлив, ведя полки к победе, я же ощущаю его,
когда вижу великий смысл моего маленького служения сердцам и душам учеников.
Авторская Притча в стихах
Смысл любви
Спросил учитель: «В
чем есть смысл любви?»
Учеников своих и
вывел их на стужу.
Один сказал: «В
молитве за других»,
Другой заметил: «Чтоб
земле быть нужным».
А старец слушал это и
молчал.
Промолвил третий:
«Все раздать для Бога».
Ну а мороз с минутами
крепчал,
Настигла дрожь
участников урока.
И в этот миг, промерзшие насквозь,
Они услышали слова: «Чем вы живете,
Так почему же вы
стоите врозь,
Свое тепло другим не
отдаете?
Согреть хотите
теплотой молитв
Все человечество, с
которым вы в разлуке.
Мечтаете о пользе для
земли,
Не научившись думать
друг о друге».
Он
замолчал и тут же сделал шаг
Навстречу им, они
обнялись вместе.
Исчез мороз, ушел
холодный мрак,
И таял снег на том
горячем месте.
Авторский
стих и моя философия в стихах
Мудрость
На музыку Свиридова «Метель»
Добро нести, добру
учить,
Добиться цели через
трудности,
Любовью Истине
служить-
Я называю это
мудростью.
Не в многознании
плутать,
А удалять себя от
глупости,
Из всех наук себя
познать-
Я называю это
мудростью.
Молиться Богу, а не
юности,
Построить храм в
своей душе-
Я называю это
мудростью.
Кормушки строить для
птенцов,
Счастливой видеть
землю русскую,
Быть верным сыном и
отцом-
Я называю это
мудростью.
Не рабство тленное
искать
Среди житейской
близорукости,
А сердцем вечности
внимать,
Чтоб научиться этой
мудрости
Моя педагогическая концепция загрузить
Концептуальная
педагогическая идея
В основу данной
концепции легла идея возможности воспитания подрастающего поколения на базовых ценностях на основе существующего стандарта. Реализация идеи позволит
сделать каждый урок, каждое внеклассное мероприятие, каждую встречу с детьми
источником нравственного воспитания. В основе идеи лежит акцентирование
деятельности учителя в образовательном
процессе на реализации воспитательных
целей.