Среда, 25.12.2024, 05:11
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | Мой профиль | Выход

Притча Елисова А. В.

Форма входа
Меню сайта
Календарь
Аудио
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1829
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Фотогалерея

Педагогическая философия учителя

Три педагогических счастья.

 

 

       Добро нести, добру учить,

      Добиться цели через трудности

      Любовью истине служить –

      Я называю это мудростью.

 

                                    А. В. Елисов.                   

                                                                         

 

В фильме «Семнадцать мгновений весны» главный герой художественного фильма Штирлиц произнес такую фразу: «Больше всего на свете я люблю стариков и детей». Как близка моему сердцу мысль, высказанная этим киногероем. Но если кумиру советской киноленты в силу его профессионального долга пришлось проявлять любовь к пожилым людям, живущим в Германии в середине 40-х годов XX века, то мне, учителю истории, выпало великое счастье трудиться в России на рубеже тысячелетий в условиях, когда отечественная педагогика оккупирована инновационными идеями, концепциями, программами. Меня тоже тянет к старикам, так как у этих людей уже есть своя история, а у учеников она только начинается.

Когда меня спрашивают о том, куда я иду утром, имея в виду мою работу, я всегда отвечаю: «К детям!» Вот уже много лет они являются объектами моего служения, предметом моей любви, смыслом моей жизни. Я вхожу в класс, где меня ожидают ученики, и каждый раз я это делаю по-разному. Постоянна только любовь к этим неравнодушным созданиям, которые ждут от тебя поучительного урока, задумчивой притчи, красивой легенды из архива времени.

В детстве у меня была мечта стать вратарем футбольной команды, но судьба дала мне место в школьных воротах, в воротах в историю, рядом с воротами в детские сердца. Ко всем воротам был свой ключ и свой код. Если пропуском в историю всегда был «вопросительный знак на компасе вечности», то к душевным вратам учеников можно было подходить только с чувством, коим является любовь, открывающая не только сердца и души детей, но и исторические эпохи со всем духовным богатством разных народов. «Образовательная вратарская педагогика» сродни футбольной. Там голкипер – это еще полкоманды, в школе же учитель – «игрок», от которого зависит судьба не игры, а человеческих жизней. Цена ошибки очень велика.

Мне вспоминается совет одного старца: «Не потеряйте ни одного ученика и пусть эти слова станут вашей педагогической философией». Чуть позже об этом же мне скажет мой ученик, только другими словами: «Учитель должен быть больше чем учитель». Тогда и появилась у меня педагогическая формула: «Учитель - это преподаватель плюс воспитатель, а преподаватель - это педагог минус воспитатель». С тех пор я отношусь к своей деятельности как к служению, а не как к работе. Служба, как известно, понятие круглосуточное. Педагогом нельзя быть по понедельникам и пятницам и только на школьном уроке. Учительское попечение, как и любовь, не знает выходных дней и напоминает собой духовное «О3». Вот почему местом моей встречи с учениками является не школа, а сердце.

Только отдав детям несколько лет, познав горький вкус первых ошибок и заметив обилие сорняков на своем педагогическом поле, я понял философию служения и библейскую мудрость «не многие делайтесь учителями». Да, строитель может зарабатывать деньги на возведении  школьного здания. А тебе, педагогу, необходимо знать, что ты строишь в умах и сердцах своих учеников!

Видя моральное уродство учеников - результат либеральных экспериментов  над школой,- я начал глубже понимать, что лежит в основе понятий «образование», «воспитание», «просвещение». В моем понимании образование – это ваяние образа, воспитание – питание духовной оси, а просвещение – возжигание света Истины в душе ученика. В наше время и образы поменялись, и ось неоднократно ремонтировалась, и свет постепенно затухал в ученических сердцах. Укоренились образы вырождения, деформированные оси, а свет затмил мрак бездуховности. Ученик стал похож на нейтральный атом, у которого положительный и отрицательный заряды уравновешенны, и он перестал понимать, где добро, а где зло. Нравственная мудрость веков уступила место многознанию, а мудрость, как известно, есть знание немногого, но самого главного.

Вот тогда я и услышал по-иному слова старца – мудреца, адресованные каждому педагогу: «Сейте добрые семена в душах учеников и не ждите, когда они вырастут. Возможно, при своей жизни вы  не увидите своих плодов, но они обязательно будут в свое время». Следовательно, воспитательная цель на уроке истории самая важная, ибо она не подвержена никаким влияниям извне. Человека всегда воспитывала только правда, а проводником к ней была нежная любовь педагога к предмету и ученику. Еще В.О. Ключевский говорил: «Любите то, что преподаете и тех, кому преподаете». Я нашел три канала нравственного воспитания: через самого учителя и его ценности, через историю и исторический материал и через методику преподавания.

Надо не просто водить указкой по развалинам прошлого, а одухотворять его, относясь к нему  как к следам времени, по которым можно выйти на свою дорогу, пользуясь историческим компасом. Ученик,  не увидевший красоту и доброту в нас и в истории, не поймет наших слов о красоте и доброте. Быть добрым не значит натаскивать себя на доброделание, а накапливать внутреннее тепло в своем сердце.

 Подведи ученика к теплой печке истории!  Пусть погреется около нее. Если он хочет научиться мудрости, отведи его в библиотеку исторической мысли. Если задумывается о полководческих победах, покажи «науку побеждать», сохранившуюся в трудах великих воинов. Если ему близок творческий талант, открой секреты художников, архитекторов, поэтов и скульпторов, заставь увидеть формулу шедевра. Если же у него появилось желание понять деяния святых, помоги внимательно прочесть их жития, чтобы найти в них смысл жизни и любви.

 Ф.И. Тютчев говорил: «Истинным защитником России является история». Осмысление ее нравственного наследия поможет приобрести духовный иммунитет любому, кто пожелает. Задача учителя – показать ученикам этот опыт, открыть ворота в историю и побудить их найти в ее письменах то, что и  является смыслом жизни.

Роль самого учителя здесь очень важна. Как-то я проводил урок поэзии в детском доме, и мне запомнились слова девочки: «От человека должно исходить не просто слово, а волшебное слово». О каком слове идет речь? О слове, преобразующем других, несущем свет и тепло. Есть мнение, что слово «человек» произошло от «словек», то есть владеющий словом. Важно, чтобы язык учителя и ученика совпадал, и тогда смысл многих понятий  дойдет  до учеников не в искажении, а в первоначальном смысле. Чтобы слово было волшебным, нужна любящая душа. Вот почему моя поэзия – это выражение любви через слово:

 

Мудрец подобен водам родника.  

Постигнуть мудрость - в жизни разобраться

И передать ее ученикам,

Чтобы плодов от их трудов дождаться.

 

                        Такими «плодами» я считаю строки своей ученицы:

 

В моей душе есть капелька рассвета,

Задорный лучик среди темноты,

И в нем одном вмещается планета

Безмерной радости и светлой доброты.

Давным-давно зимой, а может летом

Или когда тоскливый дождик моросил

Своей душой всем солнышком согретый

В мое ты сердце лучик поместил.

 

Детям нужно тепло, осознание своей необходимости, и если ты даешь это, связь с ними становится многолетней. Если ученик хочет видеть в тебе не только школьного преподавателя, но и учителя жизни, то надо быть готовым и к этому служению. Иначе ты плохой учитель, вратарь – дырка, строитель не образа, а безобразной мумии. Продолжать отдавать себя детям хочется, когда в тебе звучат слова выпускника: «Спасибо за обретенный мною смысл жизни».

Есть притча о царе, который  мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный,  какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час - настоящий, тот,  который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным.

Применительно к моей педагогической философии и моему учительскому счастью отвечу на эти вопросы так. Любой урок – самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки. Давать их ученикам – вот мое первое педагогическое счастье. Главный человек для меня - мой ученик. Важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. В этом заключается мое второе счастье учителя. Именно сейчас я могу зажигать свет в их сердцах, звать к добру, задавать цель видеть смысл в любом деле. Вот мое третье счастье.

Я рад, что могу, как А.В. Суворов, воскликнуть: «Я счастлив тем, что повелевал счастьем». Только великий военачальник был счастлив, ведя полки к победе, я же ощущаю его, когда вижу великий смысл моего маленького служения сердцам и душам учеников.

 




Авторская  Притча в стихах

Смысл любви

Спросил учитель: «В чем есть смысл любви?»

Учеников своих и вывел их на стужу.

Один сказал: «В молитве за других»,

Другой заметил: «Чтоб земле быть нужным».

А старец слушал это и молчал.

Промолвил третий: «Все раздать для Бога».

Ну а мороз с минутами крепчал,                                                   

Настигла дрожь участников урока.                   

И в этот миг, промерзшие насквозь,

Они услышали слова: «Чем вы живете,

Так почему же вы стоите врозь,

Свое тепло другим не отдаете?

Согреть хотите теплотой молитв

Все человечество, с которым вы в разлуке.

Мечтаете о пользе для земли,

Не научившись думать друг о друге».

Он замолчал  и тут же сделал шаг

Навстречу им, они обнялись вместе.

Исчез мороз, ушел холодный мрак,

И таял снег на том горячем месте.




Авторский стих и моя философия в стихах

Мудрость

На музыку Свиридова «Метель»                               

 

Добро нести, добру учить,

Добиться цели через трудности,

Любовью Истине служить-

Я называю это мудростью.

 

Не в многознании плутать,

А удалять себя от глупости,

Из всех наук себя познать-

Я называю это мудростью.

 Свечу для вечности зажечь,

Молиться Богу, а не юности,

Построить храм в своей душе-

Я называю это мудростью.

 

Кормушки строить для птенцов,

Счастливой видеть землю русскую,

Быть верным сыном и отцом-

Я называю это мудростью.

 

Не рабство тленное искать

Среди житейской близорукости,

А сердцем вечности внимать,

Чтоб научиться этой мудрости

           

 

 

Моя педагогическая концепция   загрузить

Концептуальная педагогическая идея

В основу данной концепции легла идея возможности воспитания подрастающего поколения  на базовых ценностях на основе  существующего стандарта. Реализация идеи позволит сделать каждый урок, каждое внеклассное мероприятие, каждую встречу с детьми источником нравственного воспитания. В основе идеи лежит акцентирование деятельности учителя  в образовательном процессе на реализации  воспитательных целей.